Железный медведь

четверг, 2 августа 2012 г.

В Шереметьево прошла первая конференция по авиационной орнитологии


Ее участниками стали все заинтересованные в безопасности полетов - представители федеральных органов гражданской авиации, аэропортов Центрального федерального округа, научно-исследовательских организаций, Шереметьевский центр ОВД, транспортная прокуратура, а также руководители аэропорта Шереметьево.

Ежегодно в России регистрируется порядка 70 случаев столкновения самолетов с птицами. И половина из них приходится на Пулково и Шереметьево. О проблеме орнитологического обеспечения полетов рассказали участникам встречи и показали оборудование для отпугивания птиц, установленное на аэродроме.

Большинство столкновений птиц с самолетами случается во время взлета и посадки. Машины с биоакустическими установками дежурят на опасных местах круглосуточно. Как говорят специалисты, аэродром должен потерять свою привлекательность для птиц. Создать пернатым дискомфорт - главная задача орнитологов.

Отпугивающее устройство работает по принципу флюгера: оно крутится под воздействием ветра, а маленькие зеркала, расположенные на нем, пускают солнечные зайчики, которые на мгновение ослепляют птицу, не причиняя ей при этом никакого вреда.

Эффективность данных методов высока, если принимать в расчет официальную цифру столкновений самолетов с птицами. Но участники встречи утверждают, что на самом деле их количество доходит до семисот. Проблема в том, что система регистрации столкновений устарела. Ее необходимо совершенствовать так же, как и устройства для отпугивания птиц.

Тезисы доклада
начальника УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора
Мариничева В.И.
на совещании с руководителями аэропортов ЦФО
«Актуальные вопросы осуществления надзора за орнитологическим обеспечением безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в аэропортах Центрального федерального округа»

Уважаемые коллеги!
Современное орнитологическое обеспечение — это комплекс мероприятий, включающий меры по оперативной и пассивной защите от птиц воздушных судов, аэродрома и аэропортовых сооружений, меры по экологическому преобразованию аэродромной и приаэродромной территорий с целью снижения их привлекательности для птиц, меры по оценке птицеопасности района расположения аэродрома, учёт и расследование случаев столкновений птиц с воздушными судами, а также организационные меры.
В соответствии с разделом 3.3. РООП ГА - 89 в аэропортах (аэродромах) составляется план мероприятий по орнитологическому обеспечению, который формируется на срок от 1 до 3 лет.
План мероприятий разрабатывается на основе результатов анализа информации о зарегистрированных столкновениях воздушных судов с птицами в зоне аэродрома и рекомендаций, подготовленных в соответствие с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования.
Базовый комплекс мероприятий по защите от птиц в аэропорту должен включать следующие направления:
1. Направление оценки птицеопасности.
2. Направление учета и расследования.
3. Направление экологических преобразований.
4. Направление пассивной защиты аэродрома.
5. Направление оперативной защиты аэродрома.
6. Направление организационных мер.
В 2009 году в Москве состоялась Первая Всероссийская Научно-техническая конференция «Проблемы авиационной орнитологии» (ВНТК). Тогда в ней приняло участие 38 организаций, представляющих научно-исследовательские учреждения, вузы, авиатранспортные предприятия и авиационную промышленность РФ и стран СНГ (Таджикистан, Молдова, Казахстан, Латвия).
Участники конференции единодушно признали необходимость:
•  рассмотрения столкновений ВС с птицами как особого случая авиационного происшествия в отличие от технических проблем попадания в ВС посторонних предметов и отказа авиационной техники;
•  рассмотрения птицы при расследовании лётных происшествий в качестве обучаемого биологического объекта со сложным поведением и образом жизни, а не как постороннего предмета;
•  расследования каждого случая столкновения ВС с птицей в авиации всех ведомств независимо от последствий этого авиационного происшествия;
•  проведения обязательной идентификации вида птицы, участвовавшей в столкновении;
•  более активной подготовки авиационных экологов (просить об этом руководство Экологического факультета Российского университета дружбы народов);
•  разработки систем обнаружения птиц на траектории полёта с учётом сезонных и суточных миграций птиц и высот для информирования лётчика и создания условий маневренного расхождения;
•  разработки новых методов и средств мониторинга и прогнозирования орнитологической обстановки;
•  дальнейшего совершенствования средств управления орнитологической обстановкой;
•  разработки средств защиты ВС от повреждений при ССП и предотвращения попаданий птиц в ВС;
•  дальнейших исследований по созданию ВС, построенных по бионическому принципу;
•  обязательного государственного финансирования проектов по авиационной орнитологии.
По данным из открытых источников Международной Организацией Гражданской Авиации (IKAO) ежегодно регистрируется порядка 5400 столкновений воздушных судов с птицами. Ущерб авиакомпаний, наносимый птицами в результате столкновений с ВС, достигает порядка 1 млрд. долларов в год. По статистике IKAO с 1988 года из-за столкновений с птицами погибли 194 человека.
Российский самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год. При этом треть авиационных событий случается на посадке, одна четвертая – на взлете.
Очень характерным примером может служить столкновение с птицей воздушного судна В-737-528, ОАО «АТК «Ямал», происшедшее 16 июля 2012 года в 09:25 в аэропорту Рощино (Тюмень). Выполняя регулярный рейс по маршруту Тюмень – Анапа, при выполнении взлета в простых метеорологических условиях, после отрыва самолета на высоте 5м, произошло столкновение с взлетевшей крупной птицей. Птица попала в левый двигатель, что вызвало повышение вибрации до 3ед. и появление ненормального звука в работе двигателя. Экипаж совершил полет по кругу на высоте 1000 футов и принял решение на возврат и посадку на аэродроме вылета после выработки топлива. При осмотре ИВПП обнаружены фрагменты останков птицы на удалении 1730 метров от торца ИВПП. Посадка ВС произведена в 10:30 местного времени благополучно, экипаж 8 человек и 111 пассажиров не пострадали. При осмотре левого двигателя обнаружено недопустимое повреждение восьми лопаток вентилятора (погнутость).
В 2011 году в Российской Федерации зафиксировано 68 случаев столкновений с птицами, из них в Центральном федеральном округе – 25 (37% от общего числа).
В аэропортах Московского аэроузла в 2011 году столкновения с птицами происходили:
Внуково – 8 столкновений (32%),
Домодедово – 4 столкновения (16%),
Шереметьево - 13 столкновений (52%).
В первом полугодии 2012 года в ЦФО недостатки орнитологического обеспечения безопасности полетов привели к 18 столкновениям воздушных судов с птицами, что составляет 72% от показателей всего 2011 года. По аэропортам показатели следующие:
Внуково – 4 столкновения (22%),
Домодедово – 1 столкновение (5%),
Шереметьево - 13 столкновений (72%).
Как видно из сравнительного анализа орнитологическая обстановка в аэропорту Внуково на текущий момент времени не улучшилась и практически повторяет прошлогоднюю ситуацию.
Можно отметить улучшение показателей орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропорту Домодедово.
Значительно, более чем в 2 раза, ухудшились состояние орнитологического обеспечения безопасности полетов по сравнению с прошлым годом аэропорта Шереметьево (в первой половине 2011 года - 6 повреждений воздушных судов из-за их столкновений с птицами. В первой половине 2012 года – 13).
Недостаточную эффективность мероприятий, направленных на улучшение орнитологического обеспечения безопасности полетов, в том числе и в поднадзорных Управлению структурах, подтверждает и то, что половина случаев столкновений с птицами происшедших в 2012 году во всей Российской Федерации приходится на 2 аэропорта: Пулково (18 случаев - 28%) и Шереметьево (13 случаев - 22%).
Полагаю целесообразным остановиться и на том, что в результате мониторинга орнитологического обеспечения Ространснадзором выявляются несоответствия в количестве учитываемых авиационных событий по данным авиапредприятий и ежедневным сообщениям, учтенных в базе данных АСУ БП. Это объясняется желанием ответственных лиц приукрасить складывающуюся ситуацию. В аэропортах организуется учет только авиационных событий, приведших к повреждению воздушного судна и когда останки птиц найдены на ВПП. Такая позиция не позволяет реально отслеживать тенденцию изменения количества событий и ведет к утере объективной картины проблем орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропортах.
Далее хочу остановиться на результатах надзорной деятельности Управления.
В 2011 году при проведении плановых проверок аэропортов Туношна и Сасово сотрудниками Управления было выявлено 7 нарушений в орнитологическом обеспечении безопасности полетов, выписано 3 обязательных к выполнению предписания.
При проведении надзорных мероприятий в текущем году (плановые проверки - Белгород, Старый Оскол; инспекторские задания - Внуково, Домодедово, Остафьево, участие в проверках органов прокуратуры – Шереметьево) выявлено уже 11 нарушений в орнитологическом обеспечении безопасности полетов и выписано 5 предписаний.
Кроме плановой надзорной деятельности непосредственно в аэропортах сотрудниками управления проводится большая работа по выявлению нарушений Воздушного законодательства, влияющих на обеспечение безопасности полетов в орнитологическом отношении на приаэродромных территориях.
В январе текущего года при проведении проверки совместно с транспортной прокуратурой выявлены нарушения ООО «ТехноЭкоПром» законодательства о безопасности полетов в районе аэропорта Внуково, которое осуществляло размещение бытовых отходов, в том числе пищевых, на бетонной площадке. Свалка являлась источником массового питания и скопления птиц, которые собираясь в стаи, совершают ежедневные перелёты на свалку над территорией аэродрома Внуково.
Размещение вышеуказанного объекта, в нарушение ст. 46, ч.1 ст. 47 ВК РФ и п. 58 ФП ИВП со старшим авиационным начальником аэродрома Внуково не согласовывалось.
Напомню: размещать в полосах воздушных подходов на удалении не менее 30 км, а вне полос воздушных подходов – не мене 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц - запрещается (п. 59 ФП ИВП – 138).
По данному факту проведено административное расследование. К административному наказанию в виде штрафов привлечены юридическое лицо ООО «ТехноЭкоПром» на сумму 300000 рублей и должностной лицо – ген. директор ООО - на сумму 30000 рублей.
Хотя подобные нарушения относятся к нарушениям правил ИВП, они оказывают непосредственное влияние на общее ухудшение орнитологической обстановки в районе аэропортов.
Так, старшими авиационными начальниками аэродромов Домодедово и Остафьево не согласовывались вопросы деятельности ЗАО «Люкс-Л», старший авиационный начальник аэропорта Кубинка не согласовывал с ООО «ТЭКА–СЕРВИС» эксплуатацию трех карьеров, расположенных на приаэродромной территории, а руководство аэропорта Шереметьево не согласовывало проведение карьерных разработок в районе аэропорта, проводимых ООО «ТД–Союз». Подобная несанкционированная деятельность приводит к образованию искусственных водоёмов и заболоченных локальных участков земли, что способствует массовому привлечению и скоплению птиц.
Все перечисленные нарушения объединяет одно - отсутствие согласования размещения и эксплуатации объектов со старшими авиационными начальниками аэродромов, которые не владеют необходимой информацией. По вышеперечисленным фактам проведены контрольно-надзорные мероприятия и приняты меры по устранению выявленных нарушений в виде обязательных к исполнению предписаний и наложения штрафных санкций.
Более того, имеют место случаи когда старшие авиационные начальники, не думая о последствиях, согласовывают деятельность подобных объектов на приаэродромных территориях. Проверка проведенная 23.07.12 совместно с Рязанской транспортной прокуратурой мусорного полигона организованного на приаэродромной территории в 9 км от аэродрома Дягилево, показала, что старший авиационной начальник аэродрома согласовал ООО «ЭКО» размещение мусорной свалки на своей территории, что уже привело к случаям столкновений воздушных судов с птицами. На аэродром Дягилево производят посадку и гражданские воздушные суда, там же размещён авиаремонтный завод. По данному факту уже возбуждено административное дело.
Считаю необходимым остановиться на том, что до сих пор во многих субъектах гражданской авиации, ответственные должностные лица не смогли разобраться в полномочиях, которыми наделены территориальные органы Госавианадзора. Осуществление государственного авиационного надзора (статья 28 ВК РФ), а также контроля за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей (статья 65 ВК РФ) были возложены Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ на Ространснадзор и Росавиацию соответственно.
Целью деятельности органов государственного авиационного надзора является исключительно надзор за соблюдением участниками авиационной деятельности существующего Воздушного законодательства и не более того.
Уверен, проводимое совещание окажет положительное влияние на понимание глубины рассматриваемой проблемы, поможет, и по результатам Ваших выступлений, выработке взвешенных решений, направленных на предотвращения авиационных происшествий, причинами которых явились столкновения воздушных судов с птицами.

Благодарю за внимание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий