Железный медведь

среда, 25 марта 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ 
ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также осуществляет надзор за транспортной безопасности на всех видах транспорта, включая метрополитен.
  Следует отметить, что если четверть века назад в стране было 160 тыс. поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры, то сегодня их количество возросло до 500 тыс. При этом прежде их проверяли 12 тыс. инспекторов, а теперь в Ространснадзоре работает около 6 тыс. человек. То есть нагрузка на каждого инспектора увеличилась почти в шесть раз.
  В своей работе Служба строго руководствуется действующим законодательством как по порядку проведения плановых и внеплановых проверок, так и конкретными технологиями и методами проверок.
  Меры воздействия на нарушителей тоже строго регламентированы КоАП. Хотя международная практика показывает, что Российское законодательство в этой сфере на порядок слабее, чем зарубежное. Особенно по штрафам. А ведь штраф – это возмещение в государственный бюджет
Контрольно – надзорная деятельность Службы в 2014 году не раз демонстрирует , что при объеме около 45 тыс. плановых проверок мы фактически перешли в режим работы по риск – ориентированным моделям планирования проверок.
  Служба фактически проводит за год проверок менее 10% субъектов надзора, при том, что по закону проверка должна быть не чаще чем один раз в три года, за исключение авиации – где не чаще чем 1 раз в два года, и в транспортной безопасности, где не чаще чем 1 раз в год.
Несмотря на принимаемые меры, аварийность на автомобильном транспорте остается высокой. Одна из основных причин – разрушение ранее действовавшей системы профилактической работы на предприятиях, когда все резонансные ДТП разбирались с привлечением ответственных сотрудников ГИБДД и отраслевых подразделений по безопасности движения. Сейчас мы возрождаем систему таких профилактических мер. Они будут носить во многом рекомендательный характер, однако по реакции перевозчиков и исполнению этих рекомендаций мы сможем оценить угрозу безопасности и планировать свою проверочную деятельность.
По тяжести последствий ДТП, социальному и транспортному рискам Россия в разы превосходит страны Евросоюза. Но по ДТП, произошедшим по вине лицензированного транспорта, мы на уровне европейских стран. Это ли не доказательство того факта, что лицензирование или любой другой механизм государственного регулирования – прямой путь к повышению безопасности перевозок?
В феврале вступил в силу закон о контроле за международными автоперевозчиками, расширяющий наши полномочия. Теперь транспортное средство нарушителя задерживается на контрольном пункте не только до устранения нарушения, а также до уплаты наложенного на водителя штрафа. Таким образом, мы надеемся поднять уровень взысканных штрафов до 100%. Кроме того, теперь мы можем наложить штраф за въезд без разрешения и каботажные перевозки на водителя, а не на юридическое лицо, что было почти невозможно в отношении иностранных перевозчиков. Хочу отметить, что этот закон был принят благодаря активной работе Министерства транспорта и профильного комитета Государственной Думы.
Ситуация с аварийностью в гражданской авиации в 2014 году неоднозначна. В коммерческой авиации наметилась положительная динамика – на регулярных рейсах не было ни одной катастрофы. При этом в авиации общего назначения количество катастроф увеличилось почти в два раза, а количество погибших в них - в два с половиной раза.
Основная причина аварийности в АОН и так называемой малой авиации это сознательное, грубое нарушение правил безопасности полетов. Отсутствует культура безопасности, которая по нашему мнению должна активно продвигаться, я бы сказал даже насаждаться действующими ассоциациями и государством. 
До 2009 г. в США и до 2010 г. в странах ЕС состояние безопасности полетов было аналогично тому, что происходило до настоящего времени в нашей стране. Существенное улучшение уровня безопасности полетов, и в его стабилизация произошли после внедрения на государственном уровне системы управления безопасности полетов в каждом авиапредприятии гражданской авиации и авиационной промышленности. В России уже принято Постановление Правительства о порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов.
Отмечу, что надзорная деятельность в гражданской авиации в 2014 году стала более эффективной и качественной.
Аварийность на морском и внутреннем водном транспорте в 2014 году снизилась на 25%. Количество погибших в сравнении с 2013 годом уменьшилось в 4 раза. По всем фактам аварий компании-судовладельцы подвергались внеплановой проверке территориальными органами Ространснадзора. В результате этих проверок должностные и юридические лица привлекались к административной ответственности.
Доминирующей причиной аварийности в 87% случаев продолжает оставаться так называемый «человеческий фактор». Основными причинами аварий являются нарушения правил технической эксплуатации судов и неудовлетворительное обеспечение безопасности мореплавания и судоходства.
Также организована работа по проверке сообщений Системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов «Виктория».
Таким образом, реализован принцип дистанционного контроля/мониторинга за соблюдением судами разрешенных районов плавания и правил плавания и отработан механизм реагирования на такие нарушения, что способствует повышению безопасности мореплавания.
За прошедший год уровень безопасности на железнодорожном транспорте в лучшую сторону существенно не изменился. 
Наряду с административными наказаниями Служба стала шире применять мероприятия профилактического характера. Это информационные материалы по вопросам, связанным с возникновением рисков транспортных происшествий, рабочие совещания по безопасности движения, оперативные данные с характеристиками происшествий, направляемые на предприятия необщего пользования.
Транспортные объекты наиболее привлекательны для террористов, как и другие места большого скопления людей. Террористические угрозы и атаки на транспорте имеют большой общественный резонанс и несут серьезные последствия, нарушая ритм транспортного комплекса, влияют на жизнедеятельность очень многих людей, городов и даже стран. 
Россия первой в мире реализовала Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. По этой Программе и Ространснадзор существенно повысил свою эффективность за счет нового технического оснащения и создания системы стационарных и мобильных центров контроля и надзора на транспорте во всех федеральных округах. 
Рост наложенных штрафов говорит о том, что еще не все категорированные объекты транспортной инфраструктуры осознали важность транспортной безопасности. Сегодня можно сказать, что надзор в области транспортной безопасности состоялся как самостоятельный вид надзорной работы Службы.
  Службе предстоит также большая работа по налаживанию четкого взаимодействия с ФСБ и МВД при проведении проверок с применением 
тест-предметов и тест-объектов.
  Мы начали применять новую статью КоАП РФ по привлечению к административной ответственности аккредитованных федеральными агентствами недобросовестных специализированных организаций за нарушение порядка и правил оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности.
Служба принимает активное участие в реализации поручения Президента РФ по разработке нового федерального закона контроле и надзоре в РФ. Переход на риск – ориентированную модель существенно снизит нагрузку на бизнес и повысит эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий