Железный медведь

среда, 25 марта 2015 г.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИКАО В 2014 ГОДУ И БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору в сфере всех видов транспорта, а также надзору за обеспечением транспортной безопасности, как защищенности от актов незаконного вмешательства транспортной инфраструктуры.
В области гражданской авиации Служба надзирает за соблюдением требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров субъектами гражданской авиации. Вся работа Службы направленна на достижение приемлемого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности.
В соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО для оперативной корректировки надзорной деятельности проводится постоянный мониторинг за состоянием безопасности полетов в поднадзорных субъектах гражданской авиации: авиакомпаниях, аэропортах, органах УВД, учебных заведениях, учебно-тренировочных центрах, центрах технического обслуживания и ремонта авиационной техники, авиационных топливозаправочных комплексах, посадочных площадках, некоторых воздушных судов авиации общего назначения.
Российская Федерация является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). ИКАО имеет статус специализированного учреждения ООН, созданного в 1944 году после подписания Конвенции о международной гражданской авиации, так называемой Чикагской конвенции.
В ИКАО входит 191 государство, в том числе присоединившаяся к Конвенции Российская Федерация. ИКАО на мировом, глобальном уровне занимается разработкой международных стандартов и рекомендуемой практики, которые государства используют при разработке своих национальных правил в области гражданской авиации.
Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок. 
В настоящее время более 10 000 требований и рекомендаций отражены в 19 Приложениях ИКАО к Чикагской конвенции. Благодаря этому, сегодня в мировой авиатранспортной сети безопасно, эффективно и надежно ежедневно выполняется более 100 000 авиарейсов.
В Российской Федерации законодательно установлено обязательное соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.
Первый этап очередной плановой проверки государственной системы контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации был проведен ИКАО в 2014 году по следующим направлениям: воздушное законодательство, организационная структура уполномоченных органов в области гражданской авиации, расследование авиационных событий, аэронавигационное обслуживание и эксплуатация аэродромов.
Среди организаций, чью деятельность проверили аудиторы ИКАО: Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Федеральное агентство воздушного транспорта, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», а также ОАО «Аэропорт Внуково». 
Кроме того, инспекция затронула территориальные управления Ространснадзора и Росавиации в Северо-Западном федеральном округе, которые также проверили на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.
По итогам проверки серьезных замечаний не выявлено. Проверяющие отметили, что в целом реализация стандартов ИКАО производится в соответствии с действующими нормами. При этом они призвали обеспечить на постоянной основе более глубокую специализированную подготовку сотрудников, осуществляющих государственный надзор за обеспечением безопасности полетов.
Отмечена также стройная система корректирующих воздействий - фактически санкций к нарушителям со стороны государства, хотя они значительно слабее, чем принятые в мировой практике.
В предварительном отчете ИКАО отмечено, что государственная система надзора и контроля за безопасностью полетов в Российской Федерации находится на приемлемом уровне. По критическим элементам ее уровень превышает среднемировые результаты по первому этапу подобных проверок в полтора-два раза. 
Инспекция ИКАО в 2014 году - только первый этап проверки российской гражданской авиации. Не менее сложные направления деятельности будут проверяться в 2015 году. Аудиторы ИКАО рассмотрят порядок выдачи свидетельств и контроль за подготовкой авиационного персонала, правила эксплуатации и поддержание летной годности воздушных судов. 
Окончательный доклад должен быть готов в конце 2015 г., когда Российская Федерация пройдет второй этап проверки.
Уже сегодня начата работа по подготовке к этому второму этапу проверки ИКАО, который пройдет также в территориальных управлениях Ространснадзора и Росавиации в Северо-Западном, Южном и Сибирском федеральных округах. Необходимо при подготовке к проверке ИКАО, которая будет немного сложнее первого этапа, учесть все замечания ИКАО и в первую очередь замечания, связанные с подготовкой инспекторского состава.
Уже 1,5 года в международном авиационном сообществе применяется Приложение 19 «Управление безопасностью полетов» к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, которое устанавливает обязанность государства по управлению безопасностью полетов. В соответствие с ним Российская Федерация, как член ИКАО, также должна:
1. Установить на государственном уровне подлежащий достижению приемлемый уровень обеспечения безопасности полетов.
2. Разработать и внедрить Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации РФ, в целях достижения приемлемого уровня безопасности полетов.
3. Внедрить систему управления безопасностью полетов у всех авиакомпаний, аэропортов, поставщиков авиационного обслуживания и авиационной техники, т.е. у всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере гражданской авиации.
Напомню, что Российская Федерация успешно прошла проверку как ИКАО так и ООН по авиационной безопасности.
В рамках подготовки к предстоящей проверке продолжается совершенствование информационно - аналитической системы Госавианадзора «Безопасность полетов».
В настоящее время данная система позволяет осуществлять:
- ввод результатов контрольно-надзорной деятельности;
- поиск инспекторских мероприятий в отношении проверяемого субъекта;
- вывод статистических данных;
- контроль исполнения пунктов предписаний;
- мониторинг авиационных событий;
- поиск по реестру воздушных судов;
- проверку аутентичности агрегатов на ВС.
В целях усиления именно предупредительных и профилактических мер Служба сама переходит на риск – ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Для локализации угроз безопасности полетов Госавианадзором была изменена процедура планирования и организации проверок авиапредприятий. Планирование контрольно-надзорных мероприятий проводится на базе непрерывного мониторинга информации о безопасности полетов по каждому субъекту надзора с учетом изменения уровня рисков и угроз в системе управления безопасности полетов проверяемых субъектов.
Повторяемость авиационных происшествий по одним и тем же причинам, в основе которых заложен «человеческий фактор», свидетельствует о проявившемся приоритете экономической выгоды коммерческих структур над обеспечением ими безопасности полетов. 
Зачастую разработанные в полном соответствии с международными требованиями Системы управления безопасностью полетов (СУБП), как основа достижения приемлемого уровня безопасности полетов, в полном объеме не исполняются и иногда носят декларативный характер из-за отсутствия жесткого внутреннего аудита за угрозами и рисками безопасности полетов и безответственности уполномоченных должностных лиц. 
Для оперативного контроля за ситуацией продолжается также активное использование Службой своей сети автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (АЦКНТ).
На сегодняшний день созданы Главный (г. Москва) и семь территориальных центров в Федеральных округах. 
Главной задачей созданных Ространснадзором АЦКНТ является повышение эффективности надзора (контроля) за исполнением юридическими лицами транспортного законодательства Российской Федерации и международных договоров, в части обеспечения безопасности населения на транспорте и защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Для расширения оперативных возможностей АЦКНТ на территории Российской Федерации созданы и действуют 18 мобильных пунктов контроля и надзора, оборудованных современной компьютерной техникой, средствами радио и видео связи, и способных обеспечивать работу инспекторов и дежурных смен непосредственно в заданном месте, с оперативной передачей всей получаемой информации в АЦКНТ.
Мы приложим максимум усилий к тому, чтобы на основе принятой Стратегии развития транспортного комплекса до 2030 года и новой Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте до 2019 года были достигнуты более высокие показатели по безопасности полетов и авиационной (транспортной) безопасности.
Мы надеемся, что поручение Президента Российской Федерации по разработке нового федерального закона о контроле и надзоре в Российской Федерации будет исполнено в ближайшее время. Это позволит перейти всей авиационной отрасли на прогрессивные инновационные технологии непрерывного мониторинга безопасности и риск – ориентированную модель более эффективного государственного надзора за обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности.
https://plus.google.com/u/0/116068872596106121467/posts 

Комментариев нет:

Отправить комментарий