Роль и
место информационных и коммуникационных технологий в системе надзора за
обеспечением транспортной безопасности при реализации концепции
«интеллектуального города».
(тезисы выступления Мариничева В.И. на конференции «Будущее интеллектуальных городов России» 12 декабря
2012,
в конгресс-центре МТУСИ)
Уважаемые
участники конференции!
Управление
государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной
безопасности по Центральному федеральному округу является межрегиональным
территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Мы реализуем свои
функции надзора (контроля) за соблюдением законодательства Российской
Федерации, в том числе международных договоров в области обеспечения авиационного
надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по четырём видам
транспорта и на метрополитене.
В сфере гражданской
авиации за:
а) соблюдением правил
организации летной работы, летной и технической эксплуатации гражданских
воздушных судов, безопасности полётов;
б) использования
воздушного пространства Российской Федерации;
в) правил обеспечения полетов и аэронавигационного
обслуживания;
г) правил подготовки авиационного персонала, правил
перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.
В сфере транспортной безопасности:
а) за соблюдением на
объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, требований по
обеспечению транспортной безопасности, учитывающих установленные уровни
безопасности;
б) за соблюдением
требований авиационной безопасности.
Общее
количество субъектов (объектов) транспортного комплекса,
поднадзорных Управлению ориентировочно около 42768 из них:
·
в сфере государственного авиационного надзора
около 297;
·
в сфере надзора за обеспечением транспортной
безопасности около 42471.
Чрезвычайные происшествия в транспортном
комплексе последних лет, такие как: теракт в аэропорту Домодедово в январе 2011
года , авария теплохода «Булгария» 30 июля 2011 года , катастрофа самолёта
ЯК-42 в аэропорту Ярославля 7 сентября того же года получили, широкий
общественный резонанс. Они в очередной раз подтвердили актуальность и
необходимость комплексного подхода при проведении мероприятий профилактики и
предупреждения чрезвычайных ситуаций, в транспортном комплексе.
Президент
Российской Федерации и правительство страны уделяют большое внимание обеспечению
безопасности населения и в частности безопасности на транспорте. Для повышения
эффективности этой деятельности в транспортной сфере 30 июля
2010 года была принята «Комплексная программа обеспечения безопасности населения
на транспорте».
Программа предусматривает широкое внедрение информационных технологий (ИТ) в нашу
деятельность по надзору за обеспечением транспортной безопасностью.
Общеизвестно, что оперативное поступление
достоверной информации, является определяющим фактором для своевременной реакции
на событие и принятия превентивных мер.
В этом плане сегодня сложно переоценить
потенциал информационных технологий (ИТ) для повышения эффективности работы
сотрудников Ространснадзора в обеспечении надзора за транспортной безопасностью
на всех видах транспортных средств, особенно в таких мегаполисах как столица
нашего государства город Москва, да и других крупных городах Российской
Федерации. Для реализации этих
целей в 2011 году в нашем управлении, в качестве пилотного проекта, был создан
автоматизированный центр контроля и надзора за обстановкой на транспорте.
|
|
Предусматривается,
что все автоматизированные центры Ространснадзора формируются по принципу
пирамиды, на её вершине находится автоматизированный центр центрального
аппарата Ространснадзора. Мы находимся в его подчинении и можем функционировать
как централизованно под его управлением, так и автономно.
Центром
осуществляется сбор, обработка и доведение информации об обстановке на транспорте до специальных
служб транспортного комплекса и наших государственных инспекторов, находящихся
на территориях и осуществляющих свои полномочия во всех 18 субъектах ЦФО.
Идеологией создания центра также предусматривается,
в случае возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечение необходимой
информацией оперативного штаба (группу) для оценки события, выработки решения
исходя из обстановки, обмен информацией между центрами Ространснадзора и
специальными службами. На него возлагаются следующие задачи:
А) оперативное получение и анализ
поступившей информации о событиях и угрозах;
Б) доведение полученной информации до
руководства Управления и Ространснадзора, автоматизированного центра (АЦК НТ)
ФСНСТ, специальных служб и взаимодействующих органов ФСБ, МВД, МЧС,
прокуратуры, а также территориальных антитеррористических комиссий субъектов и
ситуационных центров крупных городов.
Центр можно рассматривать как
технический объект и одновременно инструмент, позволяющий аккумулировать
информацию, на основе которой принимаются управленческие решения.
В ходе
своей повседневной деятельности сотрудники ДДО управления, осуществляя
круглосуточное дежурство, и занимаются выполнением выше указанных задач.
Необходимо
отметить, что для обеспечения оперативности работы наших сотрудников
(инспекторов) и расширения их возможностей, в 2012 году в состав центра вошли три
мобильных пункта контроля (МПК) созданных на базе автомобиля «Фольксваген
Крафтер». Они закреплены за тремя территориально обособленными подразделениями
в соответствующих субъектах ЦФО и размещены в городах: Москва, Тверь, Белгород.
Условно
территория ЦФО разбита на три зоны ответственности, с учётом транспортных
потоков (северная, центральная и южная).
Мобильный
пункт контроля (надзора) с функциями подвижного оперативного штаба на месте
события предназначен для обеспечения эффективной работы сотрудников оперативного
штаба Ространснадзора при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также
организации и координации действий подразделений службы, обеспечивающих
оперативное влияние на обстановку с выездом в район быстрого реагирования.
Мобильные
пункты контроля оснащены техническими средствами для осуществления
дистанционного контроля (с помощью аудио и видеосистем) за выполнением
субъектами транспортной инфраструктуры, ключевых процедур реализации требований
по обеспечению транспортной безопасности, транспортных средств. А также при
необходимости для участия в расследовании транспортных происшествий и передачи
всей полученной информации в координационный центр Ространснадзора, и в
установленных случаях в ФСБ, МВД и МЧС России.
Следующая задача МПК это обеспечение оперативной доставки сотрудников оперативного штаба к
месту транспортного происшествия и обеспечение приемлемых условий их деятельности.
Ещё
одной задачей МПК является обеспечение проведения оперативных совещаний и обмена
информацией Оперативного штаба с координационными центрами. Обеспечения
оперативного доступа к информационным ресурсам Ространснадзора. Ведение
мониторинга состояния транспортного комплекса в районе происшествия. В
необходимых случаях - проведение контрольных мероприятий.
МПК
оборудован:
а) системой
спутникового контроля и мониторинга;
б) мобильными АРМ
должностных лиц на базе ноутбука с предустановленным специальным программным
оборудованием;
в) переносным
видеорегистратором (две цифровых обзорных видеокамеры);
г) сервером обработки
данных;
д) коммутатором сети
Интернет;
е) точкой доступа Wi-Fi-сети;
ж) помехозащищённым
концентратором портов USB;
з) МФУ;
и) станцией
спутниковой связи;
к) автономным
генератором.
Он
позволяет выполнять функции узла связи и координации действий личного состава
Ространснадзора, проведения фото, видео, аудио документирования с созданием
оперативного и постоянного электронных архивов, сканирования, копирования документов,
вывода документов и фотоматериалов на печать с созданием оперативных материалов
расследования на бумажном носителе.
Оперативного извлечения из архива отдельных кадров,
фрагментов записи, их воспроизведение, передача по каналам связи, вывод на печать
Хочу
отметить, что внедрение современных информационно-технологических решений
требует обновления инфраструктуры, модернизации сетей связи и передачи данных,
применения аналитических средств обработки больших объемов информации. При
таких обстоятельствах на должном уровне необходимо обеспечить защиту сетей
используемых в наших центрах.(закрыть
слайды)
Одна из проблем, с которой мы столкнулись на данном
этапе, обусловлена широкой сетью предприятий, имеющих разную инфраструктуру и
использующих различный информационно-технологический (ИТ) - инструментарий. Нам
приходится оперировать разнородной информацией, что крайне неудобно и занимает длительное
время.
На базе нашего
управления с осени этого года проходит опытная эксплуатация новой КИСУ КНД-ТБ обеспечивающей
формирование, обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности
отделов НОТБ. Это проводится в рамках упомянутой в начале доклада комплексной
программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Цель
создания КИСУ КНД-ТБ - обеспечение
эффективной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при
осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере транспортной
безопасности:
•
за счет
разработки Методологии рейтингов, Методологии управления мониторингом
•
за счет создания
и внедрения Модулей Организации Проверок, Управления Предписаниями, Управления
Обеспечением КНД, Управления реестрами и Управления мониторингом
Все технологии управления взаимоувязаны и
охватывают весь жизненный цикл контрольно-надзорной деятельности по
транспортной безопасности
В отношении учета и контроля:
•
Для каждой
технологии, для каждой процедуры и ключевых операций, а так же для каждой роли
персонала, определены и формально закреплены качественные и количественные
показатели эффективности
•
Для каждого
показателя определены процедуры и методы их контроля, организован упреждающий
контроль
•
Организован
единообразный учет и контроль деятельности подразделений транспортной
безопасности
КИСУ КНД-ТБ позволяет оперативно обмениваться
информацией не только между отделами НОТБ и ТОП (ами) Управления в субъектах
ЦФО, но и отделами управления.
Одним из примеров достоинства этой
системы, является исполнение готовых формализованных бланков-документов:
распоряжений на проверку, предписаний, актов, протоколов и других по
информации, введённой непосредственно с АРМ инспектора.
На сегодняшний день система КИСУ КНД-ТБ
дорабатывается с учётом пожеланий и предложений наших сотрудников.
Только внедрение современной
аналитической системы может способствовать своевременно, ограничивать
(приостанавливать) деятельность отдельных функционеров транспортного комплекса,
которые нарушают законодательство в сфере обеспечения безопасности, и при этом
повысит эффективность работы наших сотрудников.
Мы полагаем, что при
создании (проектировании) инфраструктуры интеллектуальных городов должны
отражаться (учитываться) вопросы тесного взаимодействия информационно-аналитических
систем города с комплексными информационными системами обеспечения безопасности
населения на транспорте Ространснадзора.
Подготовил материал для выступления В.И. Лаврищев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий