Железный медведь

четверг, 20 декабря 2012 г.

Роль и место информационных и коммуникационных технологий в системе надзора за обеспечением транспортной безопасности при реализации концепции «интеллектуального города»


Роль и место информационных и коммуникационных технологий в системе надзора за обеспечением транспортной безопасности при реализации концепции «интеллектуального города».
(тезисы выступления Мариничева В.И. на конференции «Будущее интеллектуальных городов России» 12 декабря 2012,
в конгресс-центре МТУСИ)

Уважаемые участники конференции!
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу является межрегиональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Мы реализуем свои функции надзора (контроля) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области обеспечения авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по четырём видам транспорта и на метрополитене. 
В сфере гражданской авиации за:
а) соблюдением правил организации летной работы, летной и технической эксплуатации гражданских воздушных судов, безопасности полётов;
б) использования воздушного пространства Российской Федерации;
в) правил обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания;
г) правил подготовки авиационного персонала, правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты.
В сфере транспортной безопасности:
а) за соблюдением на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих установленные уровни безопасности;
б) за соблюдением требований авиационной безопасности.      
Общее количество субъектов (объектов) транспортного комплекса,
поднадзорных Управлению ориентировочно около 42768 из них:
·        в сфере государственного авиационного надзора около 297;
·        в сфере надзора за обеспечением транспортной безопасности около 42471.
Чрезвычайные происшествия в транспортном комплексе последних лет, такие как: теракт в аэропорту Домодедово в январе 2011 года , авария теплохода «Булгария» 30 июля 2011 года , катастрофа самолёта ЯК-42 в аэропорту Ярославля 7 сентября того же года получили, широкий общественный резонанс. Они в очередной раз подтвердили актуальность и необходимость комплексного подхода при проведении мероприятий профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций, в транспортном комплексе.

Президент Российской Федерации и правительство страны уделяют большое внимание обеспечению безопасности населения и в частности безопасности на транспорте. Для повышения эффективности этой деятельности в транспортной сфере 30 июля 2010 года была принята «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте».

Программа предусматривает широкое внедрение информационных технологий (ИТ) в нашу деятельность по надзору за обеспечением транспортной безопасностью.

Общеизвестно, что оперативное поступление достоверной информации, является определяющим фактором для своевременной реакции на событие и принятия превентивных мер.
В этом плане сегодня сложно переоценить потенциал информационных технологий (ИТ) для повышения эффективности работы сотрудников Ространснадзора в обеспечении надзора за транспортной безопасностью на всех видах транспортных средств, особенно в таких мегаполисах как столица нашего государства город Москва, да и других крупных городах Российской Федерации.            Для реализации этих целей в 2011 году в нашем управлении, в качестве пилотного проекта, был создан автоматизированный центр контроля и надзора за обстановкой на транспорте.



Предусматривается, что все автоматизированные центры Ространснадзора формируются по принципу пирамиды, на её вершине находится автоматизированный центр центрального аппарата Ространснадзора. Мы находимся в его подчинении и можем функционировать как централизованно под его управлением, так и автономно.

Центром осуществляется сбор, обработка и доведение информации  об обстановке на транспорте до специальных служб транспортного комплекса и наших государственных инспекторов, находящихся на территориях и осуществляющих свои полномочия во всех 18 субъектах ЦФО.                 
Идеологией создания центра также предусматривается, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечение необходимой информацией оперативного штаба (группу) для оценки события, выработки решения исходя из обстановки, обмен информацией между центрами Ространснадзора и специальными службами. На него возлагаются следующие задачи:
А) оперативное получение и анализ поступившей информации о событиях и угрозах;
Б) доведение полученной информации до руководства Управления и Ространснадзора, автоматизированного центра (АЦК НТ) ФСНСТ, специальных служб и взаимодействующих органов ФСБ, МВД, МЧС, прокуратуры, а также территориальных антитеррористических комиссий субъектов и ситуационных центров крупных городов.
Центр можно рассматривать как технический объект и одновременно инструмент, позволяющий аккумулировать информацию, на основе которой принимаются управленческие решения.                                                   
В ходе своей повседневной деятельности сотрудники ДДО управления, осуществляя круглосуточное дежурство, и занимаются выполнением выше указанных задач.
Необходимо отметить, что для обеспечения оперативности работы наших сотрудников (инспекторов) и расширения их возможностей, в 2012 году в состав центра вошли три мобильных пункта контроля (МПК) созданных на базе автомобиля «Фольксваген Крафтер». Они закреплены за тремя территориально обособленными подразделениями в соответствующих субъектах ЦФО и размещены в городах: Москва, Тверь, Белгород.
Условно территория ЦФО разбита на три зоны ответственности, с учётом транспортных потоков (северная, центральная и южная).                           
Мобильный пункт контроля (надзора) с функциями подвижного оперативного штаба на месте события предназначен для обеспечения эффективной работы сотрудников оперативного штаба Ространснадзора при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также организации и координации действий подразделений службы, обеспечивающих оперативное влияние на обстановку с выездом в район быстрого реагирования.
Мобильные пункты контроля оснащены техническими средствами для осуществления дистанционного контроля (с помощью аудио и видеосистем) за выполнением субъектами транспортной инфраструктуры, ключевых процедур реализации требований по обеспечению транспортной безопасности, транспортных средств. А также при необходимости для участия в расследовании транспортных происшествий и передачи всей полученной информации в координационный центр Ространснадзора, и в установленных случаях в ФСБ, МВД и МЧС России.
Следующая задача МПК это обеспечение оперативной  доставки сотрудников оперативного штаба к месту транспортного происшествия и обеспечение приемлемых условий их деятельности.                                
Ещё одной задачей МПК является обеспечение проведения оперативных совещаний и обмена информацией Оперативного штаба с координационными центрами. Обеспечения оперативного доступа к информационным ресурсам Ространснадзора. Ведение мониторинга состояния транспортного комплекса в районе происшествия. В необходимых случаях - проведение контрольных мероприятий.
МПК оборудован:
а) системой спутникового контроля и мониторинга;
б) мобильными АРМ должностных лиц на базе ноутбука с предустановленным специальным программным оборудованием;
в) переносным видеорегистратором (две цифровых обзорных видеокамеры);
г) сервером обработки данных;
д) коммутатором сети Интернет;
е) точкой доступа Wi-Fi-сети;
ж) помехозащищённым концентратором портов USB;
з) МФУ;
и) станцией спутниковой связи;
к) автономным генератором.
Он позволяет выполнять функции узла связи и координации действий личного состава Ространснадзора, проведения фото, видео, аудио документирования с созданием оперативного и постоянного электронных архивов, сканирования, копирования документов, вывода документов и фотоматериалов на печать с созданием оперативных материалов расследования на бумажном носителе.
Оперативного извлечения из архива отдельных кадров, фрагментов записи, их воспроизведение, передача по каналам связи, вывод на печать
Хочу отметить, что внедрение современных информационно-технологических решений требует обновления инфраструктуры, модернизации сетей связи и передачи данных, применения аналитических средств обработки больших объемов информации. При таких обстоятельствах на должном уровне необходимо обеспечить защиту сетей используемых в наших центрах.(закрыть слайды)
Одна из проблем, с которой мы столкнулись на данном этапе, обусловлена широкой сетью предприятий, имеющих разную инфраструктуру и использующих различный информационно-технологический (ИТ) - инструментарий. Нам приходится оперировать разнородной информацией, что крайне неудобно и занимает длительное время.
На базе нашего управления с осени этого года проходит опытная эксплуатация новой КИСУ КНД-ТБ обеспечивающей формирование, обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности отделов НОТБ. Это проводится в рамках упомянутой в начале доклада комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Цель создания КИСУ КНД-ТБ - обеспечение эффективной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере транспортной безопасности:
      за счет разработки Методологии рейтингов, Методологии управления мониторингом
      за счет создания и внедрения Модулей Организации Проверок, Управления Предписаниями, Управления Обеспечением КНД, Управления реестрами и Управления мониторингом
Все технологии управления взаимоувязаны и охватывают весь жизненный цикл контрольно-надзорной деятельности по транспортной безопасности
В отношении учета и контроля:
      Для каждой технологии, для каждой процедуры и ключевых операций, а так же для каждой роли персонала, определены и формально закреплены качественные и количественные показатели эффективности
      Для каждого показателя определены процедуры и методы их контроля, организован упреждающий контроль
      Организован единообразный учет и контроль деятельности подразделений транспортной безопасности
КИСУ КНД-ТБ позволяет оперативно обмениваться информацией не только между отделами НОТБ и ТОП (ами) Управления в субъектах ЦФО, но и отделами управления.
Одним из примеров достоинства этой системы, является исполнение готовых формализованных бланков-документов: распоряжений на проверку, предписаний, актов, протоколов и других по информации, введённой непосредственно с АРМ инспектора.
На сегодняшний день система КИСУ КНД-ТБ дорабатывается с учётом пожеланий и предложений наших сотрудников.
Только внедрение современной аналитической системы может способствовать своевременно, ограничивать (приостанавливать) деятельность отдельных функционеров транспортного комплекса, которые нарушают законодательство в сфере обеспечения безопасности, и при этом повысит эффективность работы наших сотрудников.
Мы полагаем, что при создании (проектировании) инфраструктуры интеллектуальных городов должны отражаться (учитываться) вопросы тесного взаимодействия информационно-аналитических систем города с комплексными информационными системами обеспечения безопасности населения на транспорте Ространснадзора.
Подготовил материал для выступления В.И. Лаврищев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий