Железный медведь

среда, 15 июня 2016 г.

Доклад на заседании Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «О мерах по реализации рекомендаций комиссии ИКАО по результатам проверки в рамках Универсальной программы проверок организации контроля (надзора) за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации»

Доклад
на заседании Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
«О мерах по реализации рекомендаций комиссии ИКАО по результатам проверки в рамках Универсальной программы проверок организации контроля (надзора) за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации»
14.06.2016 г.


Уважаемые коллеги!
Вы все уже знаете, что недавно в Минтранс России из Международной организации гражданской авиации ИКАО поступил Окончательный отчет о результатах проверки системы гражданской авиации Российской Федерации по Универсальной программе проверок ИКАО организации контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в формате механизма непрерывного мониторинга.
Хотел сначала коротко остановиться на истории вопроса.

В 2010 году на Конференции высокого уровня ИКАО по безопасности полетов была принята новая программа действий по повышению безопасности полетов гражданской авиации и внедрению более эффективных принципов управления безопасностью полетов на глобальном уровне.
Конференция приняла Декларацию,  которая содержала обязательства государств по поддержанию нового механизма непрерывного мониторинга (МНМ), обеспечению оперативного внедрения государственной программы по безопасности полетов и систем управления безопасностью полетов на отраслевом уровне.

Таким образом,  ИКАО перешло от периодических проверок государств через каждые 4-5 лет к непрерывному контролю за уровнем безопасности полетов. Фактически – это постоянный контроль за выполнением принятых 191 государством  международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.
Подписанный Минтрансом России и ИКАО Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Международной организацией гражданской авиации четко определил порядок и направления проверки.
Всеми нами под руководством национального координатора проверки – заместителя министра транспорта Окулова В. М. была проделана огромная работа, в том числе  по заполнению вопросников еще до начала проверки.
Мы понимали необходимость самой тщательной подготовки к проверке с учетом санкционного характера международных отношений в отношении России и высокой вероятности  предвзятости результатов проверки.

Первое, что срочно нужно было сделать – это быстро повысить уровень безопасности полетов, так как российская гражданская авиация за 2-3 года  до проверки  была в числе лидеров по относительному числу авиапроисшествий.
Благодаря поддержке Минтранса России, вице-примера Правительства А.В. Дворковича и помощника Президента Российской Федерации И.Е. Левитина за 2 года до предстоящей проверки на всех уровнях был проведен целый комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов.
Одним из важнейших стало изменение технологии государственного надзора и контроля при планировании и проведении проверок авиапредприятий, в том числе на основе Постановления правительства по стимулированию эффективности летных проверок государственными транспортными инспекторами.
Планирование контрольно-надзорных мероприятий было организовано на принципе  непрерывного мониторинга ежедневной информации о безопасности полетов по каждому субъекту надзора с учетом у него изменения уровня рисков и угроз в системе управления безопасности полетов.
Такой подход и введение с 2012 года системы контроля в полете экипажей на внутренних и международных воздушных линиях привели к быстрому повышению уровня безопасности полетов на регулярных рейсах практически перед проверкой.

В Ространснадзоре до проведения проверки ИКАО, был осуществлен  большой объем мероприятий организационного, методического, практического характера по разработанным и утвержденным Минтрансом России, центральным аппаратом и территориальными управлениями Ространснадзора Планам подготовки.

Это и практикумы, и семинары, и обучение и совершенствование информационно-аналитических систем. С учетом опыта предыдущих проверок ИКАО по безопасности полетов и авиационной безопасности.
Мы подготовили и людей и документы к проверкам по каждому вопросу и каждому этапу отдельно.

Первый этап плановой проверки ИКАО государственной системы контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации был проведен в ноябре 2014 году по направлениям: воздушное законодательство, организационная структура уполномоченных органов в области гражданской авиации, расследование авиационных событий, аэронавигационное обслуживание и эксплуатация аэродромов.
В октябре 2015 года эксперты Международной организации гражданской авиации завершили второй этап, проверив систему государственного контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации по направлениям: воздушное законодательство, организационная структура уполномоченных органов в области гражданской авиации, вопросы выдачи свидетельств авиационному персоналу, эксплуатации воздушных судов и поддержания летной годности воздушных судов.

Аудиторы проверили деятельность Министерства транспорта Российской Федерации, Межгосударственного авиационного комитета, Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, территориальных управлений Ространснадзора и Росавиации в Северо-Западном федеральном округе и Уральском федеральном округе на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

Подготовленные на английском языке презентации о деятельности Ространснадзора и его территориальных управлений, представленные членам комиссии ИКАО, получили высокую оценку.

Комиссия ИКАО также проверила деятельность ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», ОАО «Аэропорт Внуково», ФГОУДО «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», ПАО «Компания «Сухой».

При посещении рабочих мест федеральных государственных транспортных инспекторов Госавианадзора членам комиссии ИКАО были продемонстрированы информационные системы Ространснадзора, Росавиации и Система информационного мониторинга безопасности авиационной деятельности, что в значительной степени способствовало успешному проведению проверки.
В результате налаженного взаимодействия с аудиторами ИКАО в процессе обсуждения проблемных вопросов, оперативно представлялись необходимые документы, вносились дополнения и изменения в действующие инструктивные документы для снятия вопросов и замечаний в ходе проверки.

По итогам проверки по всем восьми направлениям серьезных замечаний, непосредственно влияющих на безопасность полетов, комиссией не выявлено.
Проверяющие эксперты ИКАО отметили, что в целом реализация стандартов ИКАО в Российской Федерации производится в соответствии с действующими нормами.         
При этом, комиссия настоятельно рекомендовала обеспечить на постоянной основе более глубокую специализированную подготовку сотрудников, осуществляющих государственный надзор за обеспечением безопасности полетов.

Отмечена была комиссией также стройная российская система корректирующих воздействий в том числе санкций к нарушителям со стороны государства. Но при этом указывалось, что размер штрафных санкций в Российской Федерации значительно ниже принятых в мировой практике.
По результатам работы комиссией установлено, что государственная система контроля и надзора за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации обеспечивается на приемлемом уровне, при этом значительно превышая по критическим элементам среднемировые результаты подобных проверок.

Общий показатель эффективной реализации способности государства осуществлять контроль (надзор) за обеспечением безопасности полетов (EI) по восьми критическим элементам системы контроля государства за обеспечением безопасности полетов в России  составил 70,58 %.
При этом к КЭ с наиболее низким показателем относятся:
КЭ - 7 «Обязательства по ведению контроля и инспекции» - 56, 25%;
КЭ - 4 «Квалификация и подготовка технического персонала» - 60, 20 %;
КЭ - 2 «Конкретные нормативные акты по вопросам эксплуатации» - 69,06 %.
Снижение показателя по КЭ - 7 «Обязательства по ведению контроля
и инспекции» связано с новым подходом ИКАО к оценке с учетом МНМ,
а также с тем, что практически все замечания по критическим элементам от 1 до 8
в конечном итоге находят свое отражение в КЭ - 7, а, следовательно, оказывают влияние и на показатель контрольно-надзорной деятельности в целом.
Например, если какого-то требования нет в законодательстве, то автоматически нет и надзора за его исполнением. Фактически, КЭ – 7 является интегральным показателем состояния системы безопасности полетов в целом.
Ространснадзору  приходилось постоянно отвечать на вопросы аудиторов ИКАО - кто и как надзирает за исполнением требований ИКАО практически по всем восьми направлениям проверки  - от законодательства до расследования авиационных происшествий и корректирующих мероприятий.
Снижение показателя КЭ - 4 «Квалификация и подготовка технического персонала» связано с отсутствием на постоянной основе достаточных бюджетных средств на подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных транспортных инспекторов Ространснадзора в специализированных учебных заведениях по направлениям контрольно-надзорной деятельности.
Снижение  показателя КЭ - 2 «Конкретные нормативные акты по вопросам эксплуатации», связано с отсутствием нормативных актов, направленных
на выполнение национальных требований, вытекающих из основного авиационного законодательства и предусматривающих стандартные эксплуатационные процедуры, оборудование и инфраструктуру (включая системы управления безопасностью полетов и подготовки кадров) в соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой (SARPS), содержащимися в Приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации.

В окончательном отчете ИКАО даны рекомендации Комиссии для проведения корректирующих семь мероприятий по направлениям в части контрольно-надзорной деятельности и специально выделены мероприятия с наивысшими приоритетами.
Непосредственно по направлениям проверки они даны только по четырем направлениям из восьми. Их нет по законодательству, по расследованию авиапроисшествий, по аэронавигации и аэродромам.
В части организации деятельности гражданской авиации – наивысшие приоритеты для надзора:
ORG:
- Разработать и внедрить всеобъемлющую систему координации
и стандартизации между центральными учреждениями и региональными отделениями Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации;
- Полностью разработать и внедрить программы подготовки для технического персонала Ространснадзора, Росавиации и Межгосударственного авиационного комитета, включая повышение квалификации, базовую специализированную подготовку и подготовку на рабочем месте.
В части выдачи свидетельств авиационному персоналу – приоритеты для надзора:
PEL:
- Полностью внедрить всеобъемлющую документально оформленную и скоординированную систему надзора и контроля за проведением летных и практических проверок для обеспечения последовательности и надежности результатов этих летных и практических проверок, проводимых назначенными экзаменаторами Росавиации;
- Установить и внедрить эффективную программу надзора для контроля за работой экзаменаторов и преподавателей утвержденных учебных организаций.

В части производства полетов воздушных судов – наивысшие  приоритеты для надзора:
OPS:
- Провести базовые инспекционные проверки всех эксплуатантов с использованием вновь разработанных контрольных карт;
- Разработать процедуры надзора за назначением и продлением срока назначения проверяющих по подготовке пилотов-инспекторов, выполняющих делегированные задачи от имени Росавиации.
В части летной годности воздушных судов – наивысший приоритеты для надзора:
AIR:
- Обеспечить, чтобы надзор за деятельностью всех проектных организаций проводился своевременно и выявленные расхождения устранялись в разумные сроки.

По указанным наивысшим приоритетам Ространснадзором уже проведены и планируются следующие корректирующие мероприятия:
1. Подготовлен проект Соглашения о взаимодействии уполномоченных органов в области гражданской авиации Российской Федерации  (Росавиации и Ространснадзора).
2. Проведена (и планируется на постоянной основе) профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных инспекторов центрального аппарата и территориальных управлений по разработанным и утвержденным, в соответствии с рекомендациями ИКАО, учебным планам и  программам с тренажерной подготовкой на основных типах эксплуатируемых воздушных судов (Boeing 737NG, Airbus 320, CRJ 100/200, А 320, Ан-148, Ту-134, Ан-24) и подготовка (повышение квалификации) государственных транспортных инспекторов по надзору в области аэронавигационного обслуживания полетов  (PANS-OPS) с применением тренажерной подготовки.
3. Для реализации положений Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289, Ространснадзором внесены изменения в Справочник государственного транспортного инспектора по безопасности полетов, включающие карты проверок (чек - листы), в части надзора за подготовкой авиационного персонала и надзора за работой экзаменаторов и преподавателей авиационных учебных центров.

4. В Справочник государственного транспортного инспектора по безопасности полетов, содержащий карты проверок (чек - листы), по направлению надзорной деятельности эксплуатация воздушных судов (OPS), внесены требуемые изменения в соответствии с которыми с 2016 года уже проводятся  проверки эксплуатантов.
5. Для реализации в полном объеме рекомендаций ИКАО по направлениям OPS и AIR полагаем целесообразным разработать нормативный акт по процедурам надзора за назначением и продлением срока назначения проверяющих по подготовке пилотов-инспекторов, выполняющих делегированные задачи от имени Росавиации и законодательный акт, определяющий процедуру надзора за деятельностью проектных организаций.

Ространснадзор продолжает работу по выполнению в установленные сроки Плана корректирующих действий по результатам первого этапа проверки и по исполнению рекомендаций, изложенных в окончательном отчете второго этапа проверки.
         Для оперативного контроля и принятия управленческих решений по результатам мониторинга безопасности полетов продолжается активное использование Ространснадзором своей сети автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте, которые функционируют в Москве и в семи территориальных управлениях в федеральных округах.
         Главной задачей, созданных Ространснадзором центров является повышение эффективности надзора за исполнением субъектами транспортного комплекса законодательства Российской Федерации и международных договоров в сфере воздушного транспорта.
         Для расширения оперативных возможностей стационарных центров на территории Российской Федерации действуют 18 мобильных пунктов контроля и надзора, оборудованных современной компьютерной техникой, средствами радио и видео связи, способных обеспечивать работу инспекторов и дежурных смен непосредственно в заданном месте, с оперативной передачей всей получаемой информации.
         Комплексное применение информационно - аналитической системы Госавианадзора «Безопасность полетов» и центров контроля и надзора позволит  перейти на прогрессивные инновационные технологии непрерывного мониторинга безопасности и риск - ориентированную модель государственного надзора за обеспечением безопасности полетов.
В международном авиационном сообществе уже около двух лет применяются положения Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, которое устанавливает обязанность государства по управлению безопасностью полетов. В соответствии с ним Российская Федерация, как член ИКАО, должна:

1. Установить на государственном уровне подлежащий достижению приемлемый уровень обеспечения безопасности полетов.
2. Разработать и внедрить Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в целях достижения и поддержания приемлемого уровня безопасности полетов.
3. Внедрить систему управления безопасностью полетов во всех авиакомпаниях, аэропортах, поставщиках авиационного обслуживания, т.е. во всех юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность в сфере гражданской авиации.
В Заключение.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта благодарит Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Межгосударственный авиационный комитет, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Воздушные ворота Северной столицы», ФГОУДО «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа»,  ПАО «Компания «Сухой», ЧУ ДПО «Учебный центр «Комп Лэнг», Гос НИИ гражданской авиации за профессиональное отношение и взаимодействие в процессе проверки Российской Федерации комиссией ИКАО.
Полученные в результате проверки рекомендации экспертов ИКАО служат нам основанием для выработки корректирующих мероприятий и для дальнейшей работы по совершенствованию государственного регулирования отрасли и надзорных функций и полномочий.
Работа, направленная на достижение целей проверки, носит теперь непрерывный  характер и всем нам предстоит еще очень много сделать для постоянного обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов и безопасного функционирования всего транспортного комплекса России.
Полагаю, что выступающие дополнят доклад конкретными предложениями, отметят проблемные вопросы и предложат пути их решения.

Благодарю за внимание.


Комментариев нет:

Отправить комментарий