Железный медведь

четверг, 26 июля 2012 г.

Заседание Коллегии Федеральной cлужбы по надзору в сфере транспорта


     В работе Коллегии приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.И. Касьянов, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, ФСБ, МВД и МЧС России, руководители ведущих предприятий и организаций транспортной отрасли, начальники территориальных управлений Государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации.
     С докладом о мерах по повышению безопасности полетов в авиации общего назначения выступил начальник Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации А.В. Борисов.
     Докладчик затронул вопросы организации государственного контроля и надзора за деятельностью в авиации общего назначения (АОН). Информировал участников заседания Коллегии о состоянии безопасности полетов в АОН и принимаемых Ространснадзором мерах. Рассмотрел практику применения административного законодательства на конкретных примерах. Показал необходимость внедрения системы управления безопасностью полетов и дал конкретные рекомендации по повышению эффективности надзора за деятельностью в АОН.
     С докладом о мерах по повышению авиационной (транспортной) безопасности в авиации общего назначения выступил вр.и.о. заместителя начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А.А. Филясов.
     В своем выступлении А.А. Филясов обозначил проблему возможного использования воздушных судов для совершения противоправных действий против общества. Информировал об ответственности субъекта АОН по соблюдению требований закона «О транспортной безопасности», а также о результатах контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства в части обеспечения авиационной безопасности.
     Также по актуальным вопросам выступили заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденов, и.о. директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации А.Г. Шнырев, представители ФСО, МЧС России, Росавиации, территориальных управлений Ространснадзора (Мариничев В.И. УГАН НОТБ ЦФО), ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», члены Общественного совета Ространснадзора. 
     Участники заседания обозначили существующие проблемы в авиации общего назначения. В ходе заседания Коллегии были выработаны конкретные меры, направленные на повышение безопасности полетов и авиационной (транспортной) безопасности в авиации общего назначения.






















Доклад
начальника УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора
Мариничева В.И.
на Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
«О соблюдении законодательства Российской Федерации и мерах по повышению безопасности полетов и авиационной (транспортной) безопасности в авиации общего назначения

Уважаемые коллеги!
Хотя статистика аварийности в гражданской авиации последних лет указывает на смещение авиационных происшествий по критерию их тяжести в сегмент коммерческих воздушных перевозок, динамика роста аварийности и тяжести авиационных происшествий в авиации общего назначения превосходит все прогнозы. Подтверждение сказанному данные по аварийности в авиации общего назначения на территории ЦФО за последние 3 года.

Если:
- в 2009 году из 5 авиационных происшествий в гражданской авиации ЦФО (4К, 1А), в АОН произошла 1 катастрофа (20% от общего числа АП),
- в 2010 – из 7 авиационных происшествий в АОН происходят уже 3 (2К, 1А) (43% от общего числа),
- то 2011 – из 5 допущенных в ЦФО авиационных происшествий, 3 происходят в АОН, но уже все катастрофы (60% от числа АП).
В текущем году вопросы обеспечения безопасности полетов в рассматриваемой сфере авиационной деятельности продолжают обострятся.

22 марта - катастрофа вертолёта BELL -407. Пилот погиб.

6 апреля катастрофа самолета СМ-2000. Погибли четыре человека — пилот и три пассажира.

Еще раз анализируя складывающуюся обстановку целесообразно обратиться к ст. 28 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая гласит: «Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг». Данное положение реализуется через влияние на безопасность полетов и авиационную безопасность результатов надзорных мероприятий предупредительного, ограничительного или административного характера.
Однако, если авиационные происшествия происходят, что в 100% случаев является следствием нарушений Воздушного законодательства, значит незаконная авиационная деятельность не была своевременно пресечена или предупреждена, в том числе и надзорными органами.
Считаю необходимым более подробно остановиться на «скрытых» причинах недостаточной эффективности надзорных мероприятий.

В 2011году УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора план выполнен полностью - выполнено 7 плановых и 3 внеплановые проверки эксплуатантов АОН, 30 проверок ВС АОН на посадочных площадках ЦФО и большое количество других мероприятий инспекторского надзора. По выявленным нарушениям, в том числе только по фактам выполнения полетов на не зарегистрированных воздушных судах и воздушных судах не имеющих летной годности выдано 7 предписаний о запрете выполнения полетов, вынесено 14 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 25000 руб. В общем, в 2011 году вынесено 33 постановления о привлечении к административной ответственности авиационного персонала и должностных лиц авиации общего назначения на общую сумму 95500 руб.

Однако, необходимо остановиться на каком «поле» проводилась эта работа. Авиацию общего назначения в настоящее время условно можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести пользователей воздушного пространства, имеющих государственную регистрацию, зарегистрированных в межрегиональном территориальном управлении воздушным транспортом Росавиации в качестве эксплуатанта АОН.
СПРАВОЧНО:
ВС с взлетной массой более 5700 кг для самолетов и 3100 кг для вертолетов. Наличие Свидетельства эксплуатанта АОН обязательно.
В настоящее время под надзором Управления находятся 9 таких эксплуатантов АОН в эксплуатации которых находится 22 воздушных судна.
(согласно справке МТУ ВТ ЦР ФАВТ от 25.06.2012 о регистрации эксплуатантов АОН).
Ко второй группе можно отности пользователей воздушного пространства, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие воздушные суда.
СПРАВОЧНО:
Воздушные суда с весом конструкции от 115 кг. до взлетной массы 5700 кг. для самолетов и 3100 кг. для вертолетов.

Характерной особенностью данной группы является то, что в соответствии с положением части 4 статьи 61 Воздушного Кодекса эти субъекты АОН могут выполняют полеты без наличия Свидетельства эксплуатанта АОН, зарегистрировав воздушные суда установленным порядком. Исключением являются только те субъекты данной категории, которые ввиду необходимости организации трудовых отношений при проведении авиационной деятельности обязаны иметь Свидетельство эксплуатанта АОН. Такие субъекты так же находятся в перечне эксплуатантов АОН МТУ ВТ ЦР ФАВТ и подлежат надзору со стороны Управления. Данных организаций у нас 16, они эксплуатируют, прошу обратить внимание - 31 легкое и сверхлегкое воздушное судно. С учетом организаций выполняющих авиационные работы, с использованием легких и сверхлегких воздушных судов, можно говорить уже о 66 легких и сверхлегких воздушных судах и 42 организациях, которые в настоящее время, согласно установленной процедуре, включены в перечень поднадзорных Управлению эксплуатантов.
Однако, по информации Государственного реестра гражданских воздушных судов в настоящее время на территории ЦФО проживает около 1500 (!) владельцев легких и сверхлегких воздушных судов, зарегистрированных в этой организации. Воздушное законодательство Российской Федерации не предусматривает для данной категории пользователей воздушного пространства каких либо дополнительных процедур учетно-информационного характера в уполномоченных органах в области авиации.
Практически, в этой условной группе, мы имеем возможность надзирать не более чем над 5% пользователей воздушного пространства. К этому можно добавить и то, что не малая часть из пользователей воздушного пространства, выполняют полеты на ВС не имеющих государственной регистрации воздушных судов и сертификатов летной годности.
Третья группа, к которой можно отнести пользователей воздушного пространства, эксплуатирующих воздушные суда вес конструкции которых не превышает 115кг., в соответствие с Воздушным законодательством вообще не подлежит государственной регистрации и информацию о них можно получать только от территориальных органов МВД и ФСБ.
В 2011 году зафиксировано 25 нарушений использования воздушного пространства (ИВП) неопознанными сверхлегкими и легкими воздушными судами. 80% случаев произошли в непосредственной близости от аэропортов Московского аэроузла. К ним можно добавить 11 нарушений правил ИВП, допущенных экипажами воздушных судов авиации общего назначения, официально зафиксированных и учтенных в АСУ БП.
СПРАВОЧНО:
Всего в 2011 году воздушными судами гражданской авиации в ЦФО было совершено 63 нарушения правил ИВП из которых 36 допущены экипажами легких и сверхлегких воздушных судов.
Ространснадзором неоднократно обращалось внимание на возможность того, что выполнение полетов без наличия Свидетельства эксплуатанта АОН и введение уведомительного порядка использования воздушного пространства в классе G будет воспринято отдельными пилотами и владельцами легких и сверхлегких ВС как вседозволенность, что неминуемо придет ухудшению состояния безопасности полетов. Подтверждение этому – примеры, приведенные на слайдах. Все вышеперечисленные события явились следствием грубейших нарушений Воздушного законодательства, в том числе и выполнения полета без уведомления органов УВД.
Учитывая складывающуюся обстановку, нельзя исключать возможность использования воздушных судов указанных субъектов для несанкционированных перевозок, в том числе запрещенных веществ и других противоправных действий, создающих угрозу безопасности в Российской Федерации.

Проводя работу по рассмотрению жалоб населения на выполнение полетов легких и сверхлегких ВС в непосредственной близости или над населенными пунктами мы столкнулись и с проблемой незарегистрированных посадочных площадок, зачастую согласованных для выполнения полетов с администрациями муниципальных образований без учета требований Воздушного законодательства России.
СПРАВОЧНО:
площадка Вихрево Сергиево- Посадского района Московской обл, площадка в районе дер. Мишуково, Ногинского р-на.
Имеют место появление самостоятельно организованных посадочных площадок вблизи мест проживания владельцев легких ВС, которые выполняют полеты на них как на геоточки по утверждаемым заявкам на ИВП.
СПРАВОЧНО:
д. Корпуса Щелковского р-на Московской обл.
Анализ вскрытых в 2011 году нарушений показывает, что наиболее часто нарушаются требования статьи 67 Воздушного кодекса РФ и пункта 2.20 ФАП-128 (При полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц), подпадающих под нарушение, определенное  частью 6 статьи 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов». За выполнение полетов без обязательной судовой и полетной документации, которая должна находиться на борту ВС, к административной ответственности было привлечено 28 лиц авиационного персонала.

По части 8.статьи 11.5 - допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права – 4 руководителя авиационных организаций, включая 2 летных директоров.
Так же имеют место случаи нарушения части 9 статьи 11.5 КоАП - выполнения полетов ВС на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно- спасательные средства (АРМ).
Если принять во внимание тот факт, что основным источником аварийности в авиации общего назначения являются именно легкие и сверхлегкие воздушные суда, вопрос о переосмыслении организации надзора за деятельностью данной группы пользователей воздушного пространства не вызывает сомнений.
Мы считаем, что качественно изменить эффективность влияния надзорных мероприятий на состояние безопасности полетов пользователей воздушного пространства сегмента легких и сверхлегких воздушных судов, в том числе и авиационной безопасности, удастся только при условии наличия в органах, регулирующих авиационную деятельность и надзирающих за ней, полной и объективной информации о воздушных судах, их владельцах и месте базирования (хранения) воздушных судов.
Действующее Воздушное законодательство Российской Федерации, приведенное в соответствие общепринятым международным нормам, не предусматривает возможность применения авиационными властями административного ресурса для принуждения владельцев легких и сверхлегких воздушных судов к информированию о предполагаемых регионах полетов, планируемых местах базирования (хранения), принадлежащих им воздушных судов.
Для решения этой задачи, и как следствие - повышения уровня безопасности полетов авиации общего назначения ЦФО путем выявления и устранения выявленных нарушений воздушного законодательства, Управлением предусматривается кардинальное улучшение взаимодействия с правоохранительными органами на территориях, отделами участковых инспекторов, которые, в виду специфики их работы, имеют более полную информацию по данному вопросу на своих участках.
Реализация данной программы позволит охватить информационным полем практически все воздушные суда АОН, базирующиеся на посадочных площадках, официально зарегистрированных или выявленных и владельцев легких и сверхлегких воздушных судов, выполняющих полеты с геоточек без соответствующего уведомления.

10 марта 2012 года на базе «УТЦ-авиа-22», Управлением совместно с МТУ ВЦ ЦР ФАВТ проведено совещание с руководителями эксплуатантов и общественных организаций авиации общего назначения, авиационных учебных центров, посадочных площадок и частными пилотами, целью которого являлась выработка мер по улучшению состояния безопасности полетов в авиации общего назначения на территории ЦФО, о чем докладывалось руководству Ространснадзора.
В работе совещания приняли участие представители Госавианадзора, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Федеральной службы безопасности по Московской области, Министерства транспорта московской области.
Одним из пунктов проекта решения совещания предлагалось собственникам посадочных площадок, которые имеют разрешение на выполнение полетов от глав муниципальных образований, в обязательном порядке иметь Аэронавигационный паспорт посадочной площадки. Реализация этого предложения выводит из тени деятельность значительного числа посадочных площадок и дает возможность в правовом поле запрашивать у их собственников информацию о базирующихся на посадочной площадке воздушных судах.
В мае месяце вопросы безопасности полетов обсуждались и на совещании с руководством организаций АОН, организованном МТУ ВТ ЦР ФАВТ, в котором приняли участие и сотрудники нашего Управления. Должен отметить значительное улучшение взаимопонимания и взаимодействия между нашими управлениями в вопросах обмена информацией в том числе, связанной с обеспечением безопасности полетов.
Значительно расширило возможности своевременного предупреждения авиационных происшествий практика проведения надзорных мероприятий в предвыходные, выходные и праздничные дни, в том числе с использованием мобильных пунктов контроля и надзора. Наступление летнего периода в разы активизировало авиационную деятельность АОН. Было принято решение о проведении проверок авиационной деятельности на посадочных площадках в предвыходные, выходные и праздничные дни. Результат: проверено 15 воздушных судов, приостановлена эксплуатация 5 воздушных судов, 3 владельца воздушных судов привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Работа, проводимая в Министерстве транспорта Российской Федерации по совершенствованию правовой и административной базы, направленных на повышение безопасности полетов гражданской авиации, пристальное внимание высшего руководства страны к этому вопросу, дает повод с оптимизмом ожидать принятие федеральных законов, предусматривающих увеличение штрафов за нарушение правил подготовки и выполнения полетов, а также внесудебного порядка приостановки работы авиакомпаний, нарушающих требования воздушного законодательства России.
Активное проведение надзорной деятельности по рассмотренным направлениям в сочетании с плановой работой и ужесточением мер административного воздействия на нарушителей летных законов непременно окажет положительное влияние на общее состояния безопасности полетов.


Благодарю за внимание.



 P.S.
После выполнения перелёта с п.п. «Буньково» Московской области в Нижний Новгород с высадкой пассажиров, и выполнении последующего перелета для дозаправки. Вертолёт столкнулся с линией ЛЭП, упал на лёд Волги и частично затонул
в районе посадочной площадки Кудиново в Калужской области, принадлежащего частному владельцу. Самолет упал, выполняя учебно-тренировочный полет на частно-коммерческой основе.
авария 13.06.2011г. самолета «Вильга ПЗЛ-35» без регистрации (45 км Ярославского шоссе в р-не нп Морозовск, оба пилота травмированы), катастрофа 26.08.2011г. самолета Як-52 без регистрации (на аэродроме Егорьевского клуба ДОСААФ, оба пилота погибли), катастрофа 24.07.2011г. самодельного летательного аппарата без регистрации (Владимирская обл. р-он нп. Раздольное, оба пилота погибли), катастрофа 18.11.2011г. вертолета R-44 RA - 04348

Комментариев нет:

Отправить комментарий